Методическая копилка. Педагоги делятся своим опытом

Валентина Михайловна Коннова (педагог начальной школы) опубликовала статью на тему «Воспитание взаимопонимания и взаимоуважения у детей младшего школьного возраста»

В настоящее время особенно актуальной стала проблема взаимопонимания и взаимоотношения. Агрессия в коллективе, стремительный темп нашей жизни- все это находит свое отражение в развитии зон конфликтных ситуаций в современном обществе, что приводит к негативным последствиям. Чтобы избежать, приостановить расширение таких ситуаций, важно, чтобы у каждого человека было чуткое отношение к людям, окружающему миру. Конечно, взаимопонимание и взаимоуважение не являются понятиями врожденными, а формируются, развиваются, поддаются коррекции.
Наиболее благоприятным периодом для формирования приведенных выше качеств, безусловно, является период младшего школьного возраста(1-4 класс).Именно на этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 20-30 детьми, пришедшими из разных социумов, с разным жизненным опытом и с несформированной коммуникативной сферой деятельности.
В этот период у обучающихся возникают коллективные связи, начинает формироваться общественное мнение, требовательность друг к другу и взаимная оценка.
Наблюдения показывают, что нередко в классе между детьми возникают взаимоотношения, которые не только не вырабатывают у детей гуманных чувств друг к другу, но, наоборот, ведут к проявлению прямо противоположных отношений. Поэтому важно воспитывать взаимоуважение взаимопонимание уже с 1 класса.
Педагогической практике накоплено немало методов, форм и приемов работы по воспитанию взаимопонимания и взаимоуважения в коллективе младших школьников, связанных с организацией деятельности детей в классе, использованием произведений художественной литературы и кинофильмов, организацией диалоговых форм работы (дискуссий, диспутов).
Ниже представлены приемы и упражнения, способствующие осознанию ценности и индивидуальности собственной личности, а также формированию уважительного отношения обучающихся друг другу:

  1. «Снежинка». Каждый обучающийся складывает лист бумаги А4 пополам и отрывает верхний правый угол. Данная операция проделывается 3 раза. Затем, развернув лист, обучающийся сравнивает получившийся «узор» с «узорами» других учеников.

Преимуществом данного упражнения является не только осознание собственной ценности, но также дети обращают внимание на особенности другого человека, его характерные черты, действия.

  1. Игра «Что нас отличает?». Обучающиеся делятся на 2 команды и на скорость строятся по росту (от высоких до низких), по цвету глаз (от светлых до темных), по цвету волос (от блондинов до брюнетов) и по первой букве имени.

Обучение правильным взаимоотношениям, взаимопониманию становится эффективнее, если оно будет проходить в игровой деятельности.  Поскольку в данной игре несколько участников, которые должны действовать согласованно, уже можно вести речь об их деятельности как о школе общения: дети приучаются действовать в соответствии с элементарными требованиями, который предполагают коллективные действия.
Наравне с выполнениями практических упражнений-игр, существует еще один эффективный способ воспитания и развития взаимоотношений и взаимопонимания — просмотр и последующий анализ мультипликационного фильма.
Данный способ наиболее приемлем в начальной школе, так как сочетает в себе слово и картинку, то есть включает два органа восприятия: зрение и слух.
Мультфильмы обладают богатыми педагогическими возможностями:
— помогают реализовать эмоциональные потребности;
— формируют оценочное отношение к миру, развивают мышление, понимание причинно-следственных связей;
— показывают примеры поведения, что способствует социализации, поскольку дети подражают старшим по возрасту.
Опираясь на вышесказанное, можно подобрать несколько мультфильмов:
1)  «Голубой щенок» (1976г.)
2)  «Ёжик должен быть колючим?»
3) «Трям! Здравствуйте!» и др.
Данные мультипликационные материалы формируют уважительное отношение ко всем, кто по-своему отличается от нас самих.
Таким образом, каждый учитель вправе использовать различные приемы (а их множество) работы по формированию у обучающихся взаимопонимания и взаимоуважения, в соответствии со своим индивидуальным педагогическим стилем, но эта работа должна быть систематичной. Только так мы можем добиться проявления уважительного отношения, обучающихся друг к другу.

Коннова В.М. Сертификат