Инструкция по пожарной безопасности для учащихся
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
— 1.1. При проведении занятий и в свободное время учащиеся должны знать и соблюдать требования пожарной безопасности установленные «Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации» и настоящей инструкцией разработанной на их основании.
— 1.2. Старшеклассники обязаны знать места расположения первичных средств пожаротушения и правила пользования ими
— 1.3. Учащиеся обязаны знать план и способы эвакуации (выхода из здания) на случай возникновения пожара, утвержденный руководителем учреждения
— 1.4. При возникновении возгорания или при запахе дыма немедленно сообщить об этом преподавателю или работнику учреждения
— 1.5. Учащиеся обязаны сообщить преподавателю или работнику учреждения о любых пожароопасных ситуациях
2. ЗАПРЕЩАЕТСЯ
— 2.1. Приносить и пользоваться в учреждении легковоспламеняющимися, взрывоопасными, горючими материалами
— 2.2. Оставлять без присмотра включенные в сеть электроприборы
— 2.3. Разводить костры на территории учреждения
— 2.4. Использовать пиротехнические средства
— 2.5. Курить на территории учреждения
3. ДЕЙСТВИЯ УЧАЩИХСЯ В СЛУЧАЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОЖАРА
— 3.1. При возникновении пожара (вид открытого пламени, запах гари, задымление) немедленно сообщить работнику учреждения
— 3.2. При опасности пожара находится возле учителя. Строго выполнять его распоряжения
— 3.3. Не поддаваться панике. Внимательно слушать оповещение по учреждению и действовать согласно указаниям работников учебного заведения
— 3.4. По команде учителя (преподавателя) учреждения эвакуироваться из здания в соответствии с определенным порядком. При этом не бежать, не мешать своим товарищам, помогать малышам и одноклассникам
— 3.5. При выходе из здания находиться в месте, указанном учителем (преподавателем)
— 3.6. Внимание! Без разрешения администрации и педагогических работников учреждения учащимся не разрешается участвовать в пожаротушении здания и эвакуации его имущества
— 3.7. Обо всех причиненных травмах (раны, порезы, ушибы, ожоги и т.д.) учащиеся и их одноклассники обязаны немедленно сообщить работникам образовательного учреждения.
Инструкция о действиях работников образовательного учреждения при эвакуации в случае возникновения пожара
1. В случае возникновения пожара действия работников ОУ и привлекаемых к тушению пожара лиц в первую очередь должны быть направлены на обеспечение безопасности детей, их эвакуацию и спасение.
2. Каждый работник ОУ, обнаруживший пожар или его признаки (задымление, запах горения или тления, повышения температуры и т. п.), обязан:
— немедленно сообщить об этом по телефону «01»;
— задействовать систему оповещения людей о пожаре, приступить самому и привлечь других лиц к эвакуации детей из здания в безопасное место согласно плану эвакуации;
— при необходимости отключить энергоснабжение здания;
— в случае целесообразности приступить к тушению пожара первичными средствами пожаротушения;
— по возможности вынести из здания наиболее ценное имущество и документы.
3. Руководитель ОУ в случае возникновения пожара при непосредственном участии своего заместителя по безопасности обязан:
— продублировать сообщение о возникновении пожара в пожарную охрану и поставить в известность о случившемся вышестоящее руководство;
— в случае угрозы жизни людей немедленно организовать их спасение;
— при необходимости отключить энергоснабжение здания, прекратить все работы в здании за исключением работ, связанных с мероприятиями по ликвидации пожара;
— удалить за пределы опасной зоны всех работников, не участвующих в тушении пожара;
— осуществлять общее руководство по тушению пожара до прибытия пожарной охраны;
— обеспечить соблюдение требований безопасности работниками, принимающими участие в тушении пожара;
— организовать эвакуацию и защиту материальных ценностей;
— организовать встречу пожарных подразделений, проинформировать первого прибывшего начальника пожарной охраны о принятых мерах, о конструктивных особенностях здания, действовать по его указанию в зависимости от обстановки.
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
1. Общие требования пожарной безопасности
1.1. Все работники образовательного учреждения допускаются к работе только после прохождения противопожарного инструктажа, а при выполнении должностных обязанностей – прохождения обучения по пожарной безопасности.
1.2. Все работники образовательного учреждения обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, утвержденные в установленном порядке, а также соблюдать и поддерживать противопожарный режим.
1.3. Ответственные за пожарную безопасность отдельных помещений и всего электрохозяйства образовательного учреждения определяются приказом руководителя образовательного учреждения.
1.4. Лица, виновные в нарушении действующих правил пожарной безопасности, несут уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с действующим законодательством.
1.5. Двери любых помещений при пребывании в них учащихся и работников могут запираться лишь на внутренние легко открывающиеся запоры.
1.6. Запрещается:
• загромождать проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лестничные площадки, марши лестниц и люки мебелью, шкафами, оборудованием, различными материалами, а также забивать двери эвакуационных выходов;
• устраивать в тамбурах сушилки одежды любой конструкции, вешалки для одежды, места хранения (в т. ч. временные) любого инвентаря и материалов;
• фиксировать самозакрывающиеся двери лестничных клеток, коридоров, холлов и тамбуров в открытом положении (если для этих целей не используются автоматические устройства, срабатывающие при пожаре), а также снимать их;
• заменять армированное стекло обычным при остеклении дверей и фрамуг.
1.7. На случай отключения электроэнергии у обслуживающего персонала должны быть электрические фонари с автономным питанием.
1.8. Ковры, ковровые дорожки и другие покрытия полов в помещениях с массовым пребыванием людей должны надежно крепиться к полу.
1.9. Сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения.
1.10. Установки пожарной автоматики должны находиться в исправном состоянии и постоянной готовности, соответствовать проектной документации. Перевод установок с автоматического пуска на ручной не допускается, за исключением случаев, оговоренных в нормах и правилах.
1.11. Огнетушители необходимо разместить в легкодоступных местах на высоте не более 1,5 м, где исключено их повреждение, попадание на них прямых солнечных лучей, непосредственное воздействие отопительных и нагревательных приборов.
1.12. Ответственному за противопожарную безопасность обеспечить бесперебойную работу системы оповещения о пожаре, позволяющую осуществлять передачу сигналов оповещения одновременно по всему зданию.
1.13. Право приводить в действие систему оповещения о пожаре имеет только дежурный администратор и ответственный за противопожарную безопасность.
1.14. Заместителю директора (АХЧ) обеспечить содержание территории в чистоте, своевременный вывоз опавших листьев и другого горючего мусора.
1.15. Заместителю директора (обеспечение безопасности) обеспечить постоянное содержание дверей технических помещений в закрытом на замок состоянии.
1.19. Запрещается:
• проживание в здании образовательного учреждения обслуживающему персоналу и любым иным лицам;
• хранение в помещениях образовательного учреждения легковоспламеняющихся, горючих жидкостей и любых других легковоспламеняющихся материалов.
2. Основные мероприятия по пожарной профилактике
2.1. Перед началом занятий и работ:
2.1.1. В учебных классах и кабинетах следует размещать только необходимые для обеспечения учебного процесса мебель, приборы, модели, принадлежности, пособия и т. п., которые должны храниться в шкафах, на стеллажах или на стационарно установленных стойках.
2.1.2. Количество парт (столов) в учебных классах и кабинетах не должно превышать установленное нормами проектирования.
2.1.3. Классным руководителям организовать с обучающимися занятия (беседы) по изучению правил пожарной безопасности.
2.1.4. Запрещается:
• использовать для отделки и декорирования помещений образовательного учреждения легковоспламеняющиеся материалы;
• применять электронагревательные приборы в помещениях, занятых детьми.
2.2. Во время занятий и работ:
2.2.1. При эксплуатации электроустановок запрещается:
• использовать электрооборудование и приборы в условиях, не соответствующих рекомендациям (инструкциям) предприятий-изготовителей, или имеющие неисправности, которые могут привести к пожару, а также использовать провода и кабели с поврежденной или потерявшей защитные свойства изоляцией;
• пользоваться поврежденными розетками, рубильниками, другими электроустановочными изделиями;
• обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также использовать их со снятыми колпаками (рассеивателями);
• использовать электроутюги, электроплитки, электрочайники и другие электронагревательные приборы в помещениях образовательного учреждения (кроме специальных);
• использовать в специальных помещениях электроутюги, электроплитки, электрочайники и другие электронагревательные приборы без подставок из негорючих материалов;
• оставлять без присмотра включенные в сеть электронагревательные приборы, ТСО, средства вычислительной и множительной техники;
• применять нестандартные (самодельные) электронагревательные приборы, использовать некалиброванные плавкие вставки или другие самодельные аппараты защиты от перегрузки и короткого замыкания.
2.2.2. При обнаружении характерных специфических запахов гари, дыма, жженой изоляции, газа, все работы в данном помещении (помещениях) должны быть прекращены, незамедлительно поставлен в известность руководитель или дежурный администратор, приняты меры к установлению и устранению причин пожарной опасности (с привлечением квалифицированных специалистов).
2.2.3. При организации и проведении новогодних праздников и других мероприятий с массовым пребыванием людей (более 50 человек):
• разрешается использовать помещения, обеспеченные не менее чем двумя эвакуационными выходами, отвечающими требованиям норм проектирования, не имеющие на окнах решеток или с открытыми решетками и расположенные не выше 2-го этажа (в зданиях с горючими перекрытиями);
• елку необходимо устанавливать на устойчивом основании и с таким расчетом, чтобы ветви не касались стен и потолка;
• при отсутствии в помещении электрического освещения мероприятия у елки разрешается проводить только в светлое время суток;
• иллюминация должна быть выполнена с соблюдением ПУЗ. При использовании электрической осветительной сети без понижающего трансформатора на елке могут применяться гирлянды только с последовательным включением лампочек напряжением до 12 В; мощность лампочек не должна превышать 25 Вт;
• при обнаружении неисправности в иллюминации (нагрев проводов, мигание лампочек, искрение и т. п.) ее нужно немедленно обесточить.
2.2.4. Запрещается:
• применять дуговые прожекторы, свечи и хлопушки, зажигать фейерверки и устраивать другие световые пожароопасные эффекты, способные привести к пожару;
• украшать елку целлулоидными игрушками, а также марлей и ватой, не пропитанными огнезащитными составами;
• одевать детей в костюмы из легкогорючих материалов;
• проводить огневые, покрасочные и другие пожароопасные и взрывопожароопасные работы;
• использовать ставни на окнах для затемнения помещений;
• уменьшать ширину проходов между рядами стульев и устанавливать в проходах дополнительные кресла, стулья и т. п.;
• полностью гасить свет в помещении во время спектаклей и представлений;
• допускать заполнение помещений людьми сверх установленной нормы.
2.2.5. Ответственный за проведение мероприятий обязан обеспечивать дежурство ответственных лиц на сцене и в залах.
2.2.6. При устройстве софитов необходимо применять только негорючие материалы, а их корпуса изолировать от поддерживающих тросов.
2.2.7. Прожекторы и софиты следует размещать на расстоянии не менее 0,5 м от горючих конструкций и материалов, а линзовые прожекторы – не менее 2 м.
2.2.8. Светофильтры для прожекторов и софитов должны быть из негорючих материалов.
2.2.9. Запрещается:
• проводить огневые, сварочные и другие виды пожароопасных работ в здании образовательного учреждения при наличии в помещениях людей, а также без письменного приказа руководителя образовательного учреждения;
• проводить уборку помещений с применением бензина, керосина и других легко воспламеняющихся и горючих жидкостей, а также производить отогревание замерзших труб любыми способами с применением открытого огня;
• включать в одну розетку несколько бытовых электрических приборов большой мощности, пользоваться самодельными электрическими приборами;
• разогревать на открытом огне краски, лаки, мастики;
• оставлять включенные газовые приборы без контроля;
• при запахе газа зажигать спички, включать свет и электроприборы.
2.3. По окончании занятий и работ:
2.3.1. Во всех помещениях (независимо от назначения), которые по окончании работ закрываются и не контролируются дежурным персоналом, все электроустановки и электроприборы должны быть обесточены (за исключением дежурного и аварийного освещения, автоматических установок пожаротушения, пожарной и охранной сигнализации).
2.3.2. По окончании занятий и работ в кабинетах, лабораториях и мастерских все пожароопасные и взрывопожароопасные вещества и материалы следует убрать в специально оборудованные помещения.
3. Действия при возникновении пожара
3.1. При обнаружении очага возгорания в образовательном учреждении любым возможным способом необходимо постараться загасить пламя в «зародыше» с обязательным соблюдением мер личной безопасности.
3.2. Необходимо помнить, что все огнетушители работают очень непродолжительное время: пенные – 60 – 80 с, углекислотные – 25 – 45 с, порошковые – 10 – 15 с. Приводить их в действие следует непосредственно возле очага пожара.
3.3. При тушении пожаров в электроустановках нужно как можно быстрее обесточить (отключить) систему электроснабжения отдельного электроприемника, помещения или всего образовательного учреждения. В этом случае для тушения пожаров можно использовать только углекислотные или порошковые огнетушители. Воду и пенные огнетушители применять нельзя.
3.4. Если очаг возгорания разрастается, немедленно сообщить о пожаре по телефону 01.
3.5. Немедленно оповестить как можно больше работников о пожаре и сообщить о нем руководителю образовательного учреждения, а при невозможности – другому должностному лицу.
3.6. При последующем развитии событий следует руководствоваться указаниями руководителя учреждения или должностного лица, заменяющего его.
3.7. Открыть все эвакуационные выходы, эвакуировать с горящего этажа и с верхних этажей всех людей, находящихся в учреждении. Нельзя использовать для эвакуации лифты, подъемники и т. п.
3.8. Особое внимание следует обратить на безопасность обучающихся, в первую очередь несовершеннолетних. С соблюдением мер личной безопасности постараться вынести из здания имущество и документы.
3.9. При возгорании одежды попытаться сбросить ее. Если это сделать не удается, упасть на пол и, перекатываясь, сбить пламя; можно накрыть горящую одежду куском плотной ткани, облиться водой, но ни в коем случае не бежать – бег только усилит интенсивность горения.
3.10. В загоревшемся помещении не нужно дожидаться, пока приблизится пламя. Основная опасность пожара для человека – дым. При наступлении признаков удушья лечь на пол и как можно быстрее ползти к выходу.
3.11. Приложить усилия, чтобы исключить состояние страха и паники. Они часто толкают людей на безрассудные поступки.
4. Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим на пожаре
4.1. Наиболее характерными видами повреждения при пожаре являются: травматический шок, термический ожог, удушье, ушибы, переломы, ранения.
4.2. Запрещается:
• перетаскивать пострадавшего на другое место, если ему ничто не угрожает и если первую доврачебную помощь можно оказывать на месте. Особенно это касается пострадавших с переломами, повреждениями позвоночника, имеющих проникающие ранения;
• давать воду, лекарства находящемуся без сознания пострадавшему, т.к. он может задохнуться;
• удалять инородные тела, выступающие из грудной, брюшной полости или черепной коробки, даже если кажется, что их легко можно вытащить;
• оставлять находящегося без сознания пострадавшего на спине, чтобы он не захлебнулся в случае рвоты или кровотечения.
4.3. Необходимо:
• как можно быстрее вызвать «Скорую помощь», точно и внятно назвав место, где произошло несчастье. Если не уверены, что вас правильно поняли, звонок лучше продублировать;
• до приезда «Скорой помощи» попытаться найти медицинского работника, который сможет оказать пострадавшему более квалифицированную помощь;
• в случае, когда промедление может угрожать жизни пострадавшего, следует оказать ему первую доврачебную помощь, не забывая об основополагающем медицинском принципе – «не навреди».
4.4. Основные действия при оказании первой доврачебной помощи:
4.4.1. При травматическом шоке необходимо:
• осторожно уложить пострадавшего на спину, при рвоте повернуть голову набок;
• проверить, есть ли дыхание, работает ли сердце. Если нет – начать реанимационные мероприятия;
• быстро остановить кровотечение, иммобилизовать места переломов;
• дать обезболивающее, при его отсутствии – 50 – 70 г алкоголя;
• при угнетении дыхания и сердечной деятельности ввести адреналин, кордиамин, кофеин.
4.4.2. При травматическом шоке запрещается:
• переносить пострадавшего без надежного обезболивания, а в случае переломов – без наложения шин;
• снимать прилипшую после ожога одежду;
• давать пить (если имеются жалобы на боль в животе);
• оставлять больного без наблюдения.
4.4.3. При термическом ожоге необходимо:
• освободить обожженную часть тела от одежды; если нужно, разрезать, не сдирая, приставшие к телу куски ткани;
• нельзя вскрывать пузыри, касаться ожоговой поверхности руками, смазывать ее жиром, мазью и другими веществами.
4.4.4. При ограниченных ожогах I степени на покрасневшую кожу хорошо наложить марлевую салфетку, смоченную спиртом. При ограниченном ожоге следует немедленно начать охлаждение места ожога (прикрыв его салфеткой и ПХВ-пленкой) водопроводной водой в течение 10 – 15 минут. После чего на пораженную поверхность наложить чистую, лучше стерильную, щадящую повязку, ввести обезболивающие средства (анальгин, баралгин и т. п.).
4.4.5. При обширных ожогах после наложения повязок напоить пострадавшего горячим чаем, дать обезболивающее и, тепло укутав, срочно доставить в больницу. Если перевозка пострадавшего задерживается или длится долго, ему дают пить щелочно-солевую смесь (1 ч. ложку поваренной соли и 1/2 ч. ложки пищевой соды, растворить в двух стаканах воды).
4.4.6. При ранении необходимо:
• смазать края раны йодом или спиртом;
• наложить стерильную повязку.
4.4.7. При ранении запрещается:
• прикасаться к ране руками;
• при наложении повязки прикасаться к стороне бинта, прилежащей к ране.
4.4.8. При сильном кровотечении необходимо:
• пережать поврежденный сосуд пальцем;
• сильно согнуть поврежденную конечность, подложив под колено или локоть тканевый валик;
• наложить жгут, но не более чем на 1,5 часа, после чего ослабить скрутку и, когда конечность потеплеет и порозовеет, снова затянуть;
• при небольших кровотечениях прижать рану стерильной салфеткой и туго забинтовать.
4.4.9. При переломах необходимо:
• обеспечить покой травмированного места;
• наложить шину (стандартную или из подручных материалов);
• придать сломанной руке или ноге возвышенное положение;
• приложить холодный компресс;
• дать обезболивающее;
• при открытом переломе наложить на рану антисептическую повязку.
4.4.10. При переломах запрещается:
• пытаться составлять обломки костей;
• фиксировать шину в месте, где выступает кость;
• прикладывать к месту перелома грелку;
• без необходимости снимать одежду и обувь с поврежденной конечности (в месте перелома одежду и обувь лучше вырезать).
4.4.11. При удушье необходимо:
• обеспечить приток свежего воздуха;
• уложить пострадавшего так, чтобы ноги были приподняты;
• расстегнуть одежду, стесняющую дыхание;
• дать понюхать нашатырный спирт;
• при отсутствии самостоятельного дыхания провести искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.
4.4.12. Приступая к оказанию первой доврачебной помощи пострадавшему при пожаре, спасающий должен четко представлять последовательность собственных действий в конкретной ситуации. Время играет решающую роль.