Валентина Михайловна Коннова (педагог начальной школы) опубликовала статью на тему «Воспитание взаимопонимания и взаимоуважения у детей младшего школьного возраста»
В настоящее время особенно актуальной стала проблема взаимопонимания и взаимоотношения. Агрессия в коллективе, стремительный темп нашей жизни- все это находит свое отражение в развитии зон конфликтных ситуаций в современном обществе, что приводит к негативным последствиям. Чтобы избежать, приостановить расширение таких ситуаций, важно, чтобы у каждого человека было чуткое отношение к людям, окружающему миру. Конечно, взаимопонимание и взаимоуважение не являются понятиями врожденными, а формируются, развиваются, поддаются коррекции.
Наиболее благоприятным периодом для формирования приведенных выше качеств, безусловно, является период младшего школьного возраста(1-4 класс).Именно на этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 20-30 детьми, пришедшими из разных социумов, с разным жизненным опытом и с несформированной коммуникативной сферой деятельности.
В этот период у обучающихся возникают коллективные связи, начинает формироваться общественное мнение, требовательность друг к другу и взаимная оценка.
Наблюдения показывают, что нередко в классе между детьми возникают взаимоотношения, которые не только не вырабатывают у детей гуманных чувств друг к другу, но, наоборот, ведут к проявлению прямо противоположных отношений. Поэтому важно воспитывать взаимоуважение взаимопонимание уже с 1 класса.
Педагогической практике накоплено немало методов, форм и приемов работы по воспитанию взаимопонимания и взаимоуважения в коллективе младших школьников, связанных с организацией деятельности детей в классе, использованием произведений художественной литературы и кинофильмов, организацией диалоговых форм работы (дискуссий, диспутов).
Ниже представлены приемы и упражнения, способствующие осознанию ценности и индивидуальности собственной личности, а также формированию уважительного отношения обучающихся друг другу:
-
«Снежинка». Каждый обучающийся складывает лист бумаги А4 пополам и отрывает верхний правый угол. Данная операция проделывается 3 раза. Затем, развернув лист, обучающийся сравнивает получившийся «узор» с «узорами» других учеников.
Преимуществом данного упражнения является не только осознание собственной ценности, но также дети обращают внимание на особенности другого человека, его характерные черты, действия.
-
Игра «Что нас отличает?». Обучающиеся делятся на 2 команды и на скорость строятся по росту (от высоких до низких), по цвету глаз (от светлых до темных), по цвету волос (от блондинов до брюнетов) и по первой букве имени.
Обучение правильным взаимоотношениям, взаимопониманию становится эффективнее, если оно будет проходить в игровой деятельности. Поскольку в данной игре несколько участников, которые должны действовать согласованно, уже можно вести речь об их деятельности как о школе общения: дети приучаются действовать в соответствии с элементарными требованиями, который предполагают коллективные действия.
Наравне с выполнениями практических упражнений-игр, существует еще один эффективный способ воспитания и развития взаимоотношений и взаимопонимания — просмотр и последующий анализ мультипликационного фильма.
Данный способ наиболее приемлем в начальной школе, так как сочетает в себе слово и картинку, то есть включает два органа восприятия: зрение и слух.
Мультфильмы обладают богатыми педагогическими возможностями:
— помогают реализовать эмоциональные потребности;
— формируют оценочное отношение к миру, развивают мышление, понимание причинно-следственных связей;
— показывают примеры поведения, что способствует социализации, поскольку дети подражают старшим по возрасту.
Опираясь на вышесказанное, можно подобрать несколько мультфильмов:
1) «Голубой щенок» (1976г.)
2) «Ёжик должен быть колючим?»
3) «Трям! Здравствуйте!» и др.
Данные мультипликационные материалы формируют уважительное отношение ко всем, кто по-своему отличается от нас самих.
Таким образом, каждый учитель вправе использовать различные приемы (а их множество) работы по формированию у обучающихся взаимопонимания и взаимоуважения, в соответствии со своим индивидуальным педагогическим стилем, но эта работа должна быть систематичной. Только так мы можем добиться проявления уважительного отношения, обучающихся друг к другу.