Реализация программы наставничества в прошедшем учебном году. Итоги и цели

Ни для кого не секрет, что личность учителя, его профессиональные и человеческие качества, — это то, что является основой для развития успешности учащихся. Профессионализм педагогов — главный критерий эффективности работы школы. 

Уже не первый год наша школа старается соответствовать основным региональным тенденциям развития образования по вопросу организации наставнической деятельности.  В особенном внимании и помощи нуждаются молодые педагоги, а школа, в свою очередь, испытывает потребность в них.

Развитие кадрового потенциала было одной из важных задач, с которой замечательно справились учителя нашей школы. Мы рады поделиться отзывами участников программы наставничества и оказать методическую поддержку каждому, кто в ней нуждается.

Н.А. Брашкина, заместитель директора по УР, учитель биологии:

«Педагогический коллектив МБОУ Школа № 48 г.о. Самара всегда готов оказать помощь молодым специалистам и студентам-практикантам в их профессиональном развитии и росте. Успешно решить эту задачу помогает организация наставничества.

При реализации Программы наставничества решаются текущие затруднения молодых педагогов, обеспечиваются условия для их профессионального роста и поддержки на пути саморазвития, постепенного погружения в педагогическую среду.

Молодые педагоги, вследствие отсутствия опыта работы, испытывают затруднения на начальном этапе своей педагогической деятельности. Ввиду незнания специфики образовательной организации, школьного коллектива, родительской общественности, процесс адаптации связан с преодолением ряда трудностей: дидактических, методических, организационно-воспитательных трудностей, ввиду незнания специфики образовательной организации, школьного коллектива, родительской общественности. При ежедневном общении обсуждается ряд вопросов: разработка рабочих программ, работа в системе АСУ РСО, обсуждение темы урока, использование рациональных технологий».

Губанова Т.С., заместитель директора по НМР, учитель истории, обществознания, экономики и права:

«Думаю, что идея организации работы наставников в школах — это очень важная и нужная инициатива. Однако, на мой взгляд, опасение могут вызвать два момента: во-первых, речь идет о стиле руководства, который точно не должен быть авторитарным, жестким и отталкивающим, наша цель — показать молодым профессионалам, что школа может быть комфортной средой, цель молодых профессионалов — показать то же самое детям. Второй момент, которого тоже надо остерегаться, — это формализм и повышение отчетности, как сопутствующие наставнической деятельности процессы. Думаю, если грамотный куратор наставничества в школе сумеет эти две проблемы решить, мы получим хороший результат.

Отзыв молодого педагога Езипова Александра Витальевича о
наставничестве в Школе №48:

Свою педагогическую деятельность в школе №48 начал со знакомства своим наставником, моим наставником стала Губанова Татьяна Сергеевна. Работа началась сразу, с первых же дней она проводила для меня консультации как по-правильному организовать учебный процесс, выбрать оптимальные
методы обучения с детьми. Всегда помогала по разным вопросам
педагогической деятельности (объем заданий на уроке, организация работы в группах, удержание внимания обучающихся на уроке). Меня восхищает её целеустремленность, требовательность, чуткое отношение к своему подопечному для направления в нужное рабочее русло. Хочется отметить, что работа молодого педагога с наставником целесообразна и необходима.

За время реализации программы наставничества педагоги смогли установить достаточно тесный творческий и профессиональный контакт друг с другом, о чем свидетельствуют их отзывы о профессиональной деятельности коллег. Учитель начальных классов, наставник Шацкая Надежда Алексеевна говорит о молодом педагоге Галыниной Анне Андреевне с особой заботой и добротой:

Галынина Анна Андреевна работает учителем начальных классов 3 года. За это время она проявила большой интерес к своей работе. Уроки велись на высоком методическое уровне. Особенно ей удавались уроки математики и окружающего мира. На уроках учитель применяет много игровых и занимательные моментов. Анна Андреевна творческий учитель, имеет тесный контакт с детьми и их родителями. Галынина Анна Андреевна постоянно прислушивается к советам и замечаниям своего наставника.

Работа учителей начальной школы — это особый труд, именно поэтому наставническая деятельность среди учителей начального общего образования должна быть организована особым образом. Об этом говорит и председатель методического объединения, учитель и наставник Оксана Владимировна Уразманова:

В начальной  школе работает много молодых специалистов, поэтому нами были определены задачи:

— формировать у молодых учителей потребности в непрерывном образовании;

— помогать учителям, опираясь в своей деятельности на достижения педагогической науки;

— способствовать формированию у педагогов индивидуального стиля творческой деятельности;

— привить интерес к педагогической деятельности;

— ускорить процесс профессионального становления учителя и развитие          способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности;

— раскрыть роль специалиста – педагога в системе работы с учениками     и родителями.
В план работы наставников входили индивидуальные консультации, теоретические занятия, методические рекомендации и советы.
Наставники оказывали необходимую методическую помощь. Так, были организованы теоретические занятия по вопросам:   

— ведение школьной документации,

— постановка задач урока,

— составление рабочих программ, календарно-тематического планирования,

— соблюдение на уроке санитарно-гигиенических требований к обучению школьников,

— методические требования к современному уроку,

— ошибки начинающего педагога.

С целью оказания помощи в освоении и внедрении современных технологий проводились консультации и беседы. Было организовано посещение уроков молодых специалистов и учителей с большим педагогическим опытом .

Плодотворная совместная работа наставников и молодых учителей создает условия для  активного включения в учебно-воспитательный процесс  школы, помогает в освоении новых педагогических технологий, приобщает к работе по самообразованию, учит планировать и оценивать результаты своей профессиональной деятельности.