19 сентября в рамках окружной августовской конференции на базе МБОУ Школа № 48 г.о. Самара состоялось заседание секции учителей труда (технологии) и черчения. В ее работе приняли участие 60 педагогов муниципальных общеобразовательных организаций городского округа Самара. Участники совещания рассмотрели актуальные вопросы преподавания технологии в 2025-2026 учебном году.
Выступление Волковой Натальи Николаевны, председателя окружного УМО г.о. Самара, затронуло важные аспекты преподавания предмета «Труд (технология)» в связи с
изменением нормативных актов Минпросвещения РФ. Было рекомендовано при составлении рабочих программ следовать поурочному планированию, представленному в Приказе
Министерства просвещения Российской Федерации № 704 от 9 октября 2024 года. Контрольные работы предложено проводить преимущественно в форме защиты проектных
работ, что стимулирует творческое начало и инициативность школьников.
Современное образование трансформируется, это обусловлено цифровыми технологиями. Одним из основополагающих факторов является искусственный интеллект, который способствует изменению учебного процесса. ИИ дает возможность персонализировать образовательные траектории, автоматизировать штатные операции и повышать эффективность преподавания и обучения. Использование искусственного интеллекта учителем технологии позволяет качественно преобразовать организацию учебного процесса, делая его более интересным и эффективным для учеников. Автоматизация ряда функций, таких как проектирование учебных заданий и мониторинг прогресса учащихся,
освобождает время учителя для творческой работы и персональной поддержки каждого ученика.
В своём выступлении Букреева Ирина Альфредовна, учитель труда (технологии) и черчения МБОУ «Школа № 6» г. о. Самара, отметила, что ключевое место в системно-деятельностном подходе рассматривается как система, нацеленная на результат. При подготовке материалов к аттестации педагогов в разделе 3.1 представляется информация о проведении «открытых» уроков. В ней необходимо отразить использование образовательных технологий
деятельностного типа: с какой целью они применяются на уроке по данной теме, какие виды деятельности обучающихся организованы учителем для достижения планируемых результатов на каждом этапе урока и как планируется оценить достигнутый результат.
Ирина Альфредовна обратила внимание участников, что при заполнении приложения 5, формы 22 необходимо дать развернутое описание урока. Присутствующие на семинаре учителя приняли участие тренинге по планированию урока технологии и оформлению документации.
Учитель труда (технологии) МБОУ «Школа № 177» г. о. Самара Мищенкова Лариса Петровна поделилась с коллегами своим опытом организации рефлексивной деятельности на уроках. Она подробно остановилась на методиках, направленных на развитие у детей
способности к внутреннему осмыслению собственных достижений, формированию таких качеств личности, как самостоятельность, предприимчивость и конкурентоспособность.
Присутствовавшие коллеги приняли активное участие в организованном ею мастер-классе. В ходе практической части участники выполнили серию упражнений: провели рефлексию урока методом «Яблоня», поучаствовали в викторине «Принцип микрофона». Завершилось занятие упражнением «Пять пальцев», нацеленным на подведение итогов проделанной работы.
Лесникова Елена Джаудатовна и Литвиненко Дарья Владимировна, учителя труда (технологии) и черчения МБОУ «Школа № 20» г.о. Самара, представили эффективный подход к достижению универсальных учебных действий (УУД) в профориентационной работе, используя тему бизнес-плана в разделе «Производство и технологии». Основной акцент был сделан на развитии навыков самостоятельной работы, творческого мышления и ответственности у учащихся. Приведённые примеры демонстрируют, как через практико-ориентированную деятельность учащиеся приобретают базовые экономические знания и
осваивают основы предпринимательской культуры, необходимые для успешной социализации и профессионального роста.
Дубов Виталий Иванович, учитель труда (технологии) МБОУ «Школа № 27» г.о. Самара, представил интересный взгляд на интеграцию трудового и патриотического воспитания в практике школьного преподавания. Он предложил оригинальную игровую
модель, основанную на взаимодействии команд в формате «Учёный совет», которая активизирует творческий подход и развивает критическое мышление учащихся. Используемый приём коллективного обсуждения идей проекта православной церкви усиливает связь с культурным наследием России и прививает чувство гордости за отечественную историю и традиционную культуру. Выступление продемонстрировало возможность эффективного сочетания современных технологий и традиционных ценностей в образовательном процессе.
Сообщение Хлёскиной Валентины Петровны, учителя труда (технологии) МБОУ «Школа № 25» г.о. Самара, было посвящено актуальной задаче организации системы ранней профориентации на уроках труда (технологии). Подчёркнута важность комплексного подхода, включающего взаимодействие семьи, школы и предприятий региона. Представлены конкретные рекомендации по созданию условий для осознанного выбора профессии, что особенно актуально в условиях меняющегося рынка труда и появления новых профессий.

