Положение о наставничестве

Программа наставничества

Дорожная карта (молодой педагог 1)

Дорожная карта (молодой педагог 2)

Дорожная карта (молодой педагог 3)

Дорожная карта (молодой педагог 4)


Наша деятельность

Выступления наших педагогов на городских мероприятиях вызывают особенный интерес в педагогическом сообществе (http://edc-samara.ru/) 

 

Реализация программы наставничества в 2024-2025 учебном году  

 

«Наставничество — это мост, который соединяет прошлое с будущим, передавая знания и опыт от одного поколения к другому.» 

Дэннис Кимбро

На протяжении долгого времени в МБОУ “Школа №48” г.о. Самара успешно реализуется программа наставничества, являющаяся незаменимым инструментом поддержки и развития молодых педагогов и студентов-практикантов. Опытные учителя помогают своим новоиспеченным коллегам адаптироваться к новым условиям и преодолеть трудности, связанные с первыми шагами в профессии. 

 

Наставник играет важную роль в профессиональном развитии молодого специалиста. Он оказывает методическую поддержку молодому учителю, помогая ему планировать уроки, выбирать эффективные методы обучения, разрабатывать дидактические материалы и оценивать знания учащихся. Старшие коллеги помогают молодому педагогу освоиться в школьной среде и знакомят с традициями школы, делая его частью коллектива.  

 

Программа наставничества включает в себя регулярное проведение консультаций, взаимное посещение уроков, а также практические занятия, во время которых молодой специалист улучшает свои профессиональные навыки, предотвращая тем самым совершение типичных ошибок и знакомясь с тонкостями работы учителем, например, с правилами ведения электронного журнала. 

 

Одним из главных направлений наставничества является работа со студентами-практикантами. Именно во время прохождения учебной практики студенты могут примерить на себя роль учителя и определить точки дальнейшего развития. Педагоги-наставники с энтузиазмом отвечают на возникающие вопросы и оказывают всестороннюю поддержку будущим учителям, мотивируя их связать свою жизнь с профессией учителя.

 

На данный момент в МБОУ “Школа №48” работают 7 молодых специалистов, для каждого из которых был подобран опытный наставник. 

 

Самодурова Н.А., председатель МО “Иностранный язык”, педагог-наставник о направлениях работы с молодыми специалистами

Работа с молодыми педагогами — это важная и ответственная задача, требующая особого подхода и внимательного отношения. Для поддержки молодого учителя нами были определены следующие направления работы: 

планирование и организация работы по предмету;

работа с документацией (ведение АСУ РСО, разработка программ, индивидуальных образовательных маршрутов);

работа по самообразованию (участие молодого специалиста в курсах повышения квалификации, посещение обучающих семинаров, мастер-классов, открытых уроков, участие в конкурсах педагогического мастерства);

контроль и руководство за деятельностью молодого учителя (посещение уроков);

психолого-педагогическая поддержка (проведение бесед, консультаций.) 

 После знакомства с молодым педагогом и непродолжительного сотрудничества мы дополнили наш план, разобрав типичные ошибки начинающего учителя, а также проведя теоретические занятия по темам “Особенности проведения уроков английского языка для учащихся младшего школьного возраста” и “Обучение чтению в начальной школе”. 

  Наставник – это не просто советчик, это проводник. Благодаря совместной работе, молодой специалист сможет быстрее адаптироваться к учебно-воспитательному процессу и почувствовать себя увереннее в классе. Мы всегда готовы помочь и поддержать. 

 

Наставник делится своим опытом и методами работы, что позволяет молодому учителю быстрее осваивать специфические аспекты преподавания и организации учебного процесса. В частности, это касается учителей истории, которые работают с большим объемом различной информации.

 

Преподавание истории — это не только передача фактов и дат, но и создание у учеников глубокого понимания процессов, формировавших наше общество. Наставник, обладая богатым опытом и знаниями, может предложить своему подопечному разнообразные учебные материалы, которые помогут ему в подготовке к урокам. На этапе обмена опытом работы с интерактивными средствами обучения сотрудничество становится выгодным для обеих сторон. Молодой учитель может поделиться новыми ресурсами, в свою очередь, наставник помогает правильно включить их в урок. 

 

Регулярная обратная связь от наставника помогает молодым учителям видеть свои слабые стороны и работать над ошибками. Наставник может наблюдать за уроками и давать рекомендации по улучшению методики преподавания.

 

Езипов А.В., учитель истории, педагог-наставник о молодом специалисте Елтукове К.В. 

С первых дней работы Константин Владимирович проявил себя как целеустремленный и ответственный педагог. Его желание учиться и развиваться в профессии заметно. Он создает дружелюбную атмосферу на уроках, что способствует активному участию учеников в обсуждениях. Его умение задавать вопросы побуждает ребят думать и анализировать, что является важным аспектом в изучении истории.

Наблюдая за профессиональным становлением Константина Владимировича, я хотел бы отметить ценность действующей программы наставничества. Благодаря регулярным встречам и обсуждениям, Константин Владимирович смог получить обратную связь о своих методах работы. Я старался делиться с ним не только теоретическими знаниями, но и практическими советами, которые помогли ему быстрее адаптироваться к школьной среде. Мы вместе анализировали уроки, обсуждали трудные моменты и искали пути их решения. Это сотрудничество дало ему возможность уверенно развивать свои навыки и формировать собственный стиль преподавания.

Я с удовольствием продолжу поддерживать Константина Владимировича на этом нелегком, но интересном пути и надеюсь, что он будет и дальше развиваться как педагог.

 

Работа в школе – это не только знания и навыки, но и умение справляться со стрессом, находить общий язык с учениками и родителями, решать конфликтные ситуации. Наставник оказывает психологическую поддержку молодому учителю, помогая ему справиться с эмоциональными перегрузками, развивать уверенность в себе и формировать позитивный настрой, который особенно необходимо поддерживать на уроках физической культуры. 

 

Наставник может предложить различные методики преподавания физической культуры, включая игровые и соревновательные элементы, которые делают занятия более увлекательными и эффективными. Он также способен помочь в создании индивидуальных программ для учащихся с разными уровнями подготовки.

 

Поддержка и советы наставника помогают молодому учителю чувствовать себя более уверенно в классе, что положительно сказывается на его взаимодействии с учениками.

 

Малышев А.А., учитель физической культуры, молодой специалист о своем наставнике Поповой Н.П. 

 Наталья Петровна стала для меня не только профессиональным ориентиром, но и настоящим другом, который всегда искренне поддерживал меня. Я всегда мог обратиться к ней за помощью, и она с радостью делилась своими приемами и рекомендациями, что значительно обогатило мою педагогическую копилку.

Работа с Натальей Петровной стала для меня неоценимым опытом. Я благодарен ей за поддержку, мудрость и терпение. Уверен, что благодаря её наставничеству я смогу стать успешным и квалифицированным педагогом, который сможет вдохновить своих учеников на занятия спортом и ведение здорового образа жизни.

 

Наставничество способствует профессиональному росту молодого учителя, помогает ему определить свои сильные и слабые стороны, разработать индивидуальный план развития и достигать поставленных целей. Наставник стимулирует молодого специалиста к самообразованию, участию в семинарах и конференциях, а также к обмену опытом с другими педагогами.

 

В соответствии с муниципальной программой «Самара – территория наставничества» на 2024-2025 учебный год с 17 апреля по 16 мая 2025 года состоялся ежегодный городской фестиваль для молодых педагогов «Про Успешность», организованный МБОУ ОДПО ЦРО г. о. Самара. Нашу школу представлял молодой учитель английского языка Зенина Вероника Алексеевна. Она успешно защитила свою методическую разработку по направлению “Внеурочная деятельность” и стала призером, заняв почетное 3 место. 

 

Зенина В.А., учитель английского языка, молодой специалист об участии в городском фестивале методических разработок 

Участие в данном фестивале позволило в полной мере продемонстрировать навыки, которые я получила во время своего первого года работы в МБОУ “Школа №48” г.о. Самара. 

Я понимаю, что у меня, возможно, не так много опыта, как у других учителей, но я горю желанием экспериментировать и искать новые, интересные подходы к обучению английскому языку. Я думаю, что это прекрасная возможность представить свои наработки, те методы и приемы, которые, как мне кажется, хорошо работают в классе.

Для меня это не просто фестиваль, а ценный опыт, шанс поделиться своими идеями и увидеть, как работают коллеги, узнать новое и, конечно, получить обратную связь. Я искренне благодарю старших коллег за оказанную поддержку. 

 

Таким образом, МБОУ “Школа №48” активно помогает молодым учителям успешно влиться в коллектив и стать частью педагогической среды. Опытные наставники систематически делятся своими знаниями и секретами мастерства. Интегрируясь в образовательный процесс, молодые специалисты могут развивать новаторские идеи и эффективно использовать современные технологии в своей работе.

 

Программа наставничества – это инвестиция в будущее школы и образования в целом. Она позволяет не только помочь молодым педагогам адаптироваться к профессии, но и вырастить настоящих профессионалов, способных вдохновлять учеников и вносить вклад в развитие образования. Педагогический коллектив МБОУ “Школа №48” внедряет и эффективно реализует программу наставничества, тем самым создавая профессиональную команду педагогов, готовых к решению любых задач. 

Н.А. Брашкина, заместитель директора по УР